По уверениям историков воздушные шары были известны еще в Древнем Риме. Конечно, они делались из пузыря животного, но уже тогда были предметом шалостей и невинных игр. Первые резиновые шарики были изобретены учеными в XIX веке и уже через несколько лет вышли в производство. Вскоре зародилось целое искусство - оформление воздушными шарами помещений и всевозможных залов. Товары для праздника и для души - так можно классифицировать этот бизнес.
Современные латексные шары, их широкая цветовая гамма, - позволяют творить с пространством чудеса: освещать темные стены, огромные залы делать камерными, высокие потолки опускать, низкие - делать выше.
Попытка исследования того, где и когда появились на свет прототипы нынешних воздушных шаров, может привести к совершенно удивительным открытиям.
Сейчас о воздушных шарах что только не известно, но вот об истории их появления на свет можно только гадать.
Одна из версий – шары возникли на территории, где сейчас находится Карелия.
Оказывается, есть различные документальные свидетельства того, что у древних северных карелов существовал промысел по изготовлению шаров. Об этом упоминают карельские руны и берестяные грамоты.
Об этом свидетельствуют и результаты различных раскопок, которые археологи вели на территории Карелии и Великого Новгорода.
Первые шары современного типа создал известный английский исследователь электричества, профессор Королевского университета Майкл Фарадей. Но создавал он их не для того, чтобы раздать детям или торговать на ярмарке. Просто он экспериментировал с водородом, по ходу дела отметив удивительный свойства каучука.
- "Каучук - чрезвычайно эластичен," - писал Фарадей в статье, опубликованной в журнале "Quarterly Journal of Science", - "мешки ,сделанные из него, при наполнении газом становились прозрачными и приобретали подъемную силу…"
Интересен способ, которым создавал Фарадей свои воздушные шары. Он вырезал два куска каучука, накладывал их друг на друга, склеивал по контуру, а посредине насыпал муку, чтобы стороны не липли друг к другу.
Идея Фарадея была подхвачена пионером резиновых игрушек Томасом Ханкоком. Он создавал свои шары в форме набора "сделай сам", состоящего из бутылки с жидкой резиной и шприца.
В 1847 году в Лондоне вулканизированные шары были представлены Дж. Г. Инграмом. Уже тогда он использовал их как игрушки, которые нужно продавать детям. Собственно говоря, именно их и можно назвать прототипом современных шаров.
Имеются и другие интересные свидетельства создания неких прототипов современных воздушных шаров. Известно, что ацтеки для своих игр использовали внутренности животных и наполняли их воздухом. Свои "шары", обильно украшенные узорами, они использовали в качестве жертвоприношений.
В средние века кишки и внутренности животных для создания чего-то, напоминающие воздушные шары, использовали бродячие артисты. Есть убедительные доказательства того, что индустрию шаров создали именно они, а также фокусники, которые быстро оценили возможность шаров приобретать различную форму (например, Шары для Моделирования) и создавали из них различные фигурки животных.
О создании непревзойденных по мастерству скульптур из воздушных шаров известно гораздо больше, чем о появлении самих шаров. И это понятно, т.к. пластические произведения искусства, в основе которых лежат воздушные шары, стали появляться совсем недавно, а происхождение самих шаров теряется где-то в глубине веков.
Производство современных воздушных шаров – это, вне всякого сомнения, технология класса Hi-Fi. Оно требует первоклассного оборудования, точности, четкой организации всего процесса производства.
Современные воздушные шары изготавливают из особой жидкой резины, которую называют латексом. Свой цвет – желтый, красный, голубой, зеленый, шар получает от красящего вещества, который непосредственно добавляется в этот материал.
Пигментами являются различные органические и неорганические соединения, которые способны поглощать определенные длины волн видимого света и отражать другие.
Так, например, красный шар на красном фоне: раз шарик поглощает все в видимом свете, кроме красного света, частота отражается обратно в глаз.
Прочность шаров может повлиять на пигмент в том случае, если пигментные частицы большого размера нарушают преемственность и пленку, если пигмент реагирует с любыми другими ингредиентами в шаре.
Чтобы цвет шара был максимально насыщенным, используются те пигменты, которые находятся в диаспоре очень и очень малых частиц и не реагируют ни с какими ингридиентами в латексе.
Происхождение латекса связывают с Малайзией, где растет много каучуковых деревьев, из сока которых и создают каучук. Сначала латекс выглядит как сок или молочко. Но когда это вещество удаляется из дерева, оставшийся сок и называют латексом.
Чтобы изготовить добротные шары необходимо спецоборудование: это и коптильня, и нефть, и катализаторы, и целевые добавки, и вода.
Когда все ингредиенты добавлены, латекс ставится в открытой емкости. При этом используемая форма для создания шаров должна иметь некоторый наклон.
Форма для шаров сначала погружается в коагулянт, чтобы собрать все резиновые частицы на нее, а затем помещается в латекс. В качестве коагулянта выступает нитрат кальция, воды и/или алкоголя. После того, как форму покрывают коагулянтом, ее сушат и лишь затем "отправляют" в латекс.
Далее происходят не менее интересные события. Покрытая латексом форма проходит через целую систему вращающихся щеток. Они перекатывают шарики в конвейер, который используется для того, чтобы "вспучить" шары. Затем нитраты выщелачивают, промывая горячей водой формы в латексной оболочке, помещают в духовку, нагретую до температуры 200 градусов по Фаренгейту, тем самым устраняя возможные дефекты снаружи и внутри шаров. Когда все будет готово, резиновые шары извлекаются из формы – продукт готов!
Качественные шары, к которым не может быть никаких претензий, отличаются одинаковой толщиной стенок, свободным отверстием для надува воздухом, подвижной кромкой, качественными связями гелеобразования и приятным привкусом.
Далее шары обрабатываются, производится поверхностное натяжение, проверка вязкости, химической стойкости. Шары подвергаются обработке антисептическими мелами, проходят через чистящие фильтры, вымывание и состояния химической формулы при использовании шара. Важно обязательно сохранить как можно больше тепла после зачистки при малых циклах, ведущих к падению коагулянта.
В целом, производство воздушных шаров состоит из следующих этапов:
Так как качество латекса, степень его очистки, длительность воздействия высоких температур, перепады температуры и влажности, вид и цвет красящих ингредиентов всегда немного отличаются друг от друга, каждая полученная партия шаров в каком-то смысле является уникальной и неповторимой. Качество получаемых шаров зависит от оборудования, используемой технологии и дисциплины производителя при выполнении технологических процессов.